Как проходят уроки адаптированной физкультуры для детей с РАС в режиме самоизоляции

Пока новостные сайты ежедневно обновляют статистику заражений коронавирусной инфекцией, социальные сети пестрят шутками о трудностях дистанционного обучения школьников. Для педагогов, родителей, и, в большей степени, для учеников конец учебного года стал настоящим испытанием. Особенно сильный стресс переживают дети с особенностями развития. Изменение распорядка дня, изоляция, отмена некоторых терапевтических занятий, переход на виртуальное общение и обучение для многих из них обернулись серьезными проблемами в поведении и утратой каких-то наработанных социальных, бытовых навыков. Однако и в этой ситуации, рождаются новые решения и возможности. В Иркутске за 3 месяца вынужденной самоизоляции специалисты из АНО «АПЦ Рассвет» разработали и реализуют программу онлайн-тренировок по адаптивной физкультуре для детей с РАС.

До пандемии и карантина занятия по адаптивной физкультуре в «АПЦ РАСсвет» проходили в оборудованной под спортзал комнате, где для каждого ученика были подобраны спортивные снаряды, индивидуальная программа тренировки с инструктором и помощником. С начала апреля АФК для детей проходит в домашних условиях, тренер ведет занятие дистанционно в онлайн режиме, а тьюторами становятся родители – ведь моделировать свое тело в пространстве с опорой на монитор компьютера для ребенка довольно сложно. Поэтому даже время занятия сократилось в два-три раза, по сравнению с офлайном.

— Одно занятие теперь длится от 10 до 20 минут. Время зависит от каждого конкретного ребенка. Тренер через экран вместо живой подачи — не совсем то, к чему готовили детей с аутизмом, конечно, но нам всем приходится приспосабливаться к новым условиям. Здесь есть и свои плюсы: сейчас наши ученики не теряют контакт со своим учителем, а это значит, что можно продолжать нарабатывать навыки и не опасаться, что, когда придёт время, и ребёнок пойдёт на занятие вновь, он не испугается и будет готов к сотрудничеству, — рассказывает Екатерина Родыгина, председатель правления АНО «АПЦ РАСсвет».

Кроме времени тренировки, уменьшился и объем упражнений. Естественно, что не в каждом доме есть спортивные снаряды и тренажеры. Поэтому на онлайн занятиях вместо тех же гантелей используют бутылки с водой, а гимнастические палки заменили на швабры и сложенные вдвое полотенца.

— Наши ученики все совершенно разные, и по функциональному уровню в том числе. Мы ориентируемся на актуальный уровень развития ребенка, когда проводим онлайн — урок. Если продумать весь ход тренировки, то ребенок будет заниматься хорошо и будет внимателен. Иногда случаются заминки — ребенок отказывается что-то делать. Но мы всегда работаем, руководствуясь принципами и методами поведенческого анализа, в нашем распоряжении и жетоны, и поощрения и отдых между упражнениями на 1 минуту, — говорит Виктория Кузнецова, инструктор адаптивной физкультуры для детей с аутизмом «АПЦ РАСсвет». – Я считаю, что занятия физкультурой по важности и значимости не уступают наработке академических навыков. Кроме того, сейчас АФК это еще и поддержка родителям в трудное время. Думаю, это будет полезный опыт, как для всей семьи, так и для наших специалистов.

Автор: Елизавета Клинова