Общественная организация «Аутизм — Иркутск»: Мы реализуем программу кураторства*

В 2015-м году, когда была создана общественная организация «Аутизм — Иркутск», мы оказались первыми, кто ставит перед собой задачу заниматься собственно проблемой аутизма и только ею, причем во всей ее широте, от самых тяжелых проявлений расстройств аутистического спектра, до высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера. До нас здесь такого никто не делал. Негде было подсмотреть какие-то моменты.

Родители в нашей организации изначально выбирали разные методы работы: работу с ребенком, основанную на его личных интересах и увлечениях, прикладной анализ поведения, методы классической отечественной педагогики и дефектологии. Общее у всех наших родителей всегда одно — только индивидуальный подход к ребенку, работа всегда направлена на развитие.

Определение основного направления деятельности нашей организации происходило достаточно долго. Но при этом вполне естественно. Сейчас мы можем делать определенные выводы из реализованного, понимаем, что эффективно, в каком направлении мы хотим работать дальше. Мы не оказываем платных услуг, не нацелены на подготовку специалистов, наша задача все-таки в формировании запроса на услуги специалистов. И, у всех наших родителей есть еще одна общая цель — жизнь ребенка во всей возможной полноте, без изоляции от общества, а для этого в нашем случае нужно много работать, с поведением и социальными навыками ребенка.

Работа нашей организации нацелена на коррекционную работу с ребенком в семье и в формате  родительской  общественной организации, направленную на приобретение ребенком необходимых для жизни социальных навыков — т.е. фактически на работу с ядерными нарушениями при расстройствах аутистического спектра.

Эта работа в каждой семье весьма тяжелая и имеет свои особенности. И вот в процессе такой работы мне лично сейчас пришлось с удовольствием признать тот факт, как уже состоявшийся, что внутри нашей организации, в «Необычной школе» и не только в ней реализуется программа кураторства*, и взаимного кураторства родителей. И, у моей Даши, как состоявшаяся данность, есть куратор*.

Что касается индивидуальной работы, это всегда происходит только добровольно, по взаимному согласию родителей. В рамках организации мы все это делаем. И в общем и в индивидуальном формате главное в происходящем то, что, да, практически по неизвестной причине тот, кто каким-то естественным абсолютно образом становится личным куратором, или старается помочь другому родителю в организации, частичку своей души, своего внимания добровольно и искренне отдает еще одному ребенку, вводя в какой-то мере, морально, этого чужого ребенка в круг своих личных проблем: предлагает креативные идеи, соглашается думать, почему не идет какая-то работа с ребенком, почему что-то не получается, помогает искать пути решения, и, не менее важно, ставит задачи, потому что со стороны зачастую видно пропущенное, то, что родители «замыленным» взглядом не видят или на что просто не хватило сил.

Да, сразу возникает вопрос, чем же может помочь один родитель другому родителю, мы же не специалисты, но наши родители еще и очень много учатся для работы со своими детьми (это можно увидеть в разделе о достижениях нашей организации ), а родители подростков имеют большой практический  опыт. Основные критерии того, что такая модель родительской работы эффективна, думаю, в успехах и положительной динамике наших детей, о чем мы регулярно пишем на страницах сайта организации.

Зюзюн Л.П.

* термины «куратор», «кураторство» в данном случае не имеют отношения к прикладному анализу поведения и взяты нами из практики групп поддержки по заболеваниям и зависимостям.

Источник: http://autism38.ru